Гундеструпский котел: пластины B-E

На пластине B Гундеструпского котла изображена богиня между двумя колесами с шестью спицами, двумя непонятными существами, которые напоминают слонов. Ниже слонов два грифона, устроенные в таком же положение, что и слоны – друг напротив друга. Посередине грифонов собака. Богиня очень похожа на богиню, изображенную на другой пластине (g). Её опознают как кельтскую богиню войны Медб. Колесница, на которой предположительно Медб едет, разнообразные животные описывают воинственную природу ее характера. Колесницу, согласно науки о символах, можно определить и по одному колесу.

Очень интригующая иконография у пластины C. Бородатый бог держит в правой руке сломанное колесо (по этой причине он опознается как кельтский бог грома Таранос). С другой стороны за колесо держится подпрыгивающая над рогатой змеёй фигура в шлеме с рогами. Остальные животные размещены по часовой стрелке вокруг центральной группы.

Это три грифона и возможно два леопарда Место между верхней и низкой группами заполнено ботаническими образцами, обычно считают, что это плющ.

Бородатый бог встречается в пластине «e» вместе с богиней Медб. Прыгающая фигура похожа на богов из пластины A и E по форме (размеру) и по одежде. Можно предположить, что боги на пластинах A, C, E - различные представления одного и того же бога, и, если придерживаться версии, имеющей отношение к саге «Похищение быка из Куальнге», то здесь представлены эпизоды мифологического рассказа. Действительно, присутствие сломанного колеса предполагает, что пластина описывает какую-то специфическую историю.

Молодой бог использует колесо как символ противоречий или столкновения с Фергусом (сопровождающего богиню Медб в пластине e). Рогатая змея под ногами молодого бога может олицетворять богиню-воительницу Морриган, которая в другом рассказе превратилась в угря, но Кухулин сломал ей ребра, когда она пыталась все время обернуться вокруг ног героя.

Пластина D интерпретируется как сцена ритуального убийства трех быков тремя мужчинами, в руке у каждого оружие и у ног собака. В том же самом направлении, что и собаки, над быками находятся в движении существа похожие на кошек.

Тройственность связывают с кельтской мифологической триадой, в которой поступки героев, убийства чудовищ определяют в тройных группах.

В пластине E с левой стороны у уже знакомого по пластинам A и C бога на голове шапочка с кисточкой или косичка. Бог намного больше остальных фигур на пластине, он доминирует над всей сценой. В руках у него маленький человек, которого он держит вверх ногами над ведром или погружает человека в ведро и затем снова вынимает.

Перед богом, под ведром изображена подскакивающая собака. Остальное пространство пластины заполнено двумя рядами воинов, разделенных стеблем дерева. Верхний ряд – наездники на лошадях, нижний ряд – пешие воины с копьями и щитами. В правом углу за пешими воинами следуют трое мужчин, у которых в руках музыкальные инструменты. Инструмент благополучно опознан как кельтская труба карникс (carnyx), вертикальная труба, спроектированная в форме головы кабана, которая использовалась в войнах для поощрения войск к военным действиям и запугивания противников. Над карниксами изображена рогатая змея.

Пластина E, как говорят исследователи, является самой кельтской по иконографии из-за присутствия карникса. Шлемы воинов в верхнем ряду также кельтские. Вообще, на пластине можно видеть пять разных форм шлемов. Шлем с кабаном на вершине, шлем с парой изогнутых тонких рожек, на концах которых шишечки, шлем с полумесяцем, шлем с птицей со сложенными крыльями. Все шлемы соответствуют описанием Посидония, древнегреческого географа и историка. Круглая выпуклость в центре щитов характеризует щиты, которые использовались в западной и центральной Европе.

Хотя не все детали на изображении кельтские по природе, например, костюмы мужчин.

По поводу символики сделано очень много предположений. Широко принятая версия – сцена изображает ритуальное окунание. «Ведро» - волшебный котел возрождения Брана Благословенного. Котел возрождения, вообще, связан с кельтскими богами, особенно с Дагдой в поздней ирландской литературе. В сцене воплощена идея рожденного вновь человека, в пользу неё говорят и такие символы потустороннего мира как собака и рогатая змея. Предполагается, что на изображении пешие воины – это мертвые воины, а всадники – это уже живые воины.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать