Ирландские танцы

Ирландский танец - целая группа традиционных танцевальных форм,  возникших в Ирландии,  - подразделяется на бытовые (общественные, социальные)  танцы и концертные танцы (театральные танцы или постановочные танцы, как принято называть в Великобритании). Общественные или бытовые ирландские танцы – кейли и сет-танцы. Постановочные танцы традиционно называют сольными танцами.

История ирландского танца

Самые ранние свидетельства об ирландских танцах относятся к временам постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый из  народов приносил с собой свои предпочитаемые виды танца и музыки.

Очень мало свидетельств о развитии ирландского танца в самой древней истории, но существуют доказательства того, что друиды практиковали «круговые» танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу, признаки которых явственны и сейчас.

Когда кельты заполнили ирландские земли, прибыв из Центральной Европы, они, конечно, имели свои формы народного танца. После введения христианства монахи иллюстрировали языческими кельтскими символами освященные рукописи, а крестьяне предпочитали сохранять языческий дух в музыке и танцах.

Англо-нормандские завоевания в двенадцатом веке соответственно повлияли на обычаи и культуру Ирландии. Музыка Кэрол, популярная среди норманнов, представляла собой следующую форму: солист исполнял песню в окружении танцоров, вторивших ему той же песней.

В шестнадцатом веке письменные источники удостоверяют три основных ирландских танца:

  • Ирландский «Hey» (танцовщицы кружатся вокруг партнеров)
  • Rinnce Fada (длинный танец)
  • Trenchmore (старинный крестьянский танец)

В одном из писем английского представителя в Ирландии сэра Генри Сиднея к Елизавете I в 1569 году есть упоминания о девушках, исполнявших ирландскую джигу в Голуэй. Он писал, что они очень красивые, великолепно одетые и первоклассно танцуют.

В середине шестнадцатого века танцоров приглашали в большие залы недавно построенных замков. Некоторые танцы были адаптированы английскими колонизаторами для исполнения в королевских залах Елизаветы, как, например «Trenchmore» и «Hey».

Когда роялисты подплыли на корабле к берегам в Ирландию, их встречали девушки, исполнявшие народный ирландский танец, а короля Георга III  - в 1780 году в Кинсейл (графство Корк) встречали три пары. Они стояли в ряд и держали белый платок. Как только зазвучала музыка, они выдвинулись и образовали отдельные пары. Сначала пары танцевали с платком в медленном темпе, потом темп увеличивался и танец становился все больше энергичным.

Ирландские танцы сопровождались музыкой, исполняемой на волынке и арфе. В домашних хозяйствах англо-ирландской аристократии, хозяева часто объединялись со служащими для исполнения некоторых танцев. Танцевали даже утром после пробуждения или во время похоронных шествий, следуя по кругу под грустные звуки волынки.

В восемнадцатом веке в Ирландии появляются учителя танцев. Главным образом, это были вояжирующие люди, они переходили из деревни в деревню и учили местных жителей основным танцевальным па. Учителя были колоритными персонажами, одетые в цветистую одежду, часто имели помощников.

Многие ученики не могли из-за неграмотности определить где левая или правая нога. Для этого учитель танцев привязывал к одной ноге солому, к другой ноге сено и учил так: «поднимите ногу с сеном» или «поднимите ногу с соломой».

Преимущественно у каждого учителя определялся свой район, и он не посягал на чужие «танцевальные» владения. Уровень исполнения наиболее одаренных учеников был очень высокий, а танцоры-солисты  оказывались в огромном почете. Часто двери снимали с петель, укладывали на землю, а танцор исполнял на них танец.

На ярмарках устраивались открытые конкурсы танцев, на которых соревнования продолжались до того момента, пока один из танцоров не падал от усталости.

Несколько вариантов тех танцев все ещё исполняют в разных районах Ирландии. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно сохраняется и сегодня на весь мир известны ирландские джига, рил, хорнпайп, сеты, польки, степ танцы. Соло-танцы и степ-танцы появились в конце восемнадцатого века.

Костюмы для ирландских танцев

Костюмы танцоров сегодня - лишь только напоминание о старинных танцевальных костюмах.

Мужчины в прошлом обычно носили высоко застегнутый жилет, галстук, бриджи, чулки и башмаки. Дамы надевали цветные домотканые юбки по щиколотку и черные лифы.

Каждая школа в сегодняшние дни отличается своими оригинальными костюмами. Большинство платьев украшено вышивкой в кельтском стиле, копиями знаменитой броши Тара, закалывающей переброшенную через плечо на спину накидку.

Одежда мужчин менее декорирована, но у неё богатая история. Часто это однотонного цвета килт, жакет со сложно драпированным плащом на плече. Обувь – и для мужчин и женщин – тяжелые жесткие ботинки с набойками для хорнпайпа, джиги, для рила – мягкая «балетная» обувь.

Ирландские танцы сегодня

В наши дни Ирландский Танец – культурный символ страны и понятно, что в Ирландии много танцевальных организаций, поощряющих занятия танцем. Взрослые и дети участвуют в в отдельных конкурсах под названием «феш» (feis, когда-то так назывались сельские танцевальные вечеринки) за ценные призы. Есть соло выступления и групповые выступления-соревнования, в которых танцоры определены по возрастным группам, от шести лет до семнадцати лет, и группы старшей категории.

Во всех четырех провинциях Ирландии устраиваются отборочные соревнования, победители затем участвуют в все ирландском чемпионате. Чемпионат Мира по ирландским танцам проходит в Дублине на Пасху, и в нем за звание чемпиона мира соревнуются между собой представители из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Кейли

История ирландского «кейли» начинается со сборов соседей для приятного проведения времени, с музыкой, танцами и дружескими беседами.

Танцевальные вечера обычно проводились летними воскресными вечерами, когда молодые люди собирались на перекрестках дорог. Музыку исполнял скрипач, сидящий на трехногом стуле с перевернутой шляпой для сбора денежных пожертвований. Скрипач обычно начинало с музыки для рила, но должен был повторить несколько раз мелодию, прежде чем молодые люди начинали танцевать, Но через некоторое время площадка заполнялась, и тогда уже танцором было не остановиться.

В Ирландии и сегодня существует много возможностей, чтобы наслаждаться ирландскими танцами.

Неофициальные танцевальные вечера, сессии «кейли», когда новичкам показаны первые шаги, проходят в крупных городах в летний сезон, в которых с одинаковым довольствием принимают участие и старшее поколение и молодежь.

Благодаря профессиональному танцевальному шоу Riverdance, потрясающему Майклу Райану Флэтли и его ошеломляющим шоу «Властелин Танца» (Lord of the Dance) и «Языки Пламени» (Dance Feet of Flames) сегодня ирландский танец не просто знают во всем мире. В танцевальные школы продолжают приходить ученики, чтобы в будущем добиться такого же признания, как Джин Батлер, Колин Данн или Майкл Флэтли.

Элла Михайленко

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

7 комментариев на “Ирландские танцы”

  1. Татьяна:

    Интерес к культуре Ирландии у меня проявился впервые после просмотра шоу с участием Майкл Флэтли. С большим интересом прочла Вашу статью, так как полгода назад в наш город приезжал коллектив из Ирландии, правда самого Майкл Флэтли не было. Не смотря на это, дух Ирландии был передан зрителям. Спасибо за приятные воспоминания.

  2. Алексей:

    У меня была запись концерта с Майклом Флитли, когда их труппа выступала в Лондоне. Это потрясающее зрелище! Хор монахов, ирландский танец в исполнении всей труппы, соло в исполнении Майкла,задумка спектакля как древней ирландской легенды о добре и зле…потрясающее исполнение. Я был в восторге от просмотра и получил море абсолютно новых для меня впечатлений, так как до этого ничего не знал об ирландском танце.

  3. marmore:

    Я не была в Ирландии и не слишком разбираюсь в хореографическом искусстве вообще.
    Но когда впервые увидела ирландский танец, эту линию молодых людей, исключительно синхронно и зажигательно исполняющих чечеточную дробь, было понятно, что такое искусство сродни магии. Очень не много найдется в мире танцевальных композиций, способных сравниться с таким танцем по силе воздействия на зрителя. Разве что, ансамбль Моисеева, Эсамбаев, грузинская зажигательная хореография. Но это мое частное мнение. Ирландский танец – выдающееся явление. И это очевидно!

  4. Марианна:

    Чемпионат мира по ирландским танцам — вот это зрелище, наверное! Здорово, что у народа, который расселен по всему миру, есть такой прекрасный объединяющий момент. Хотелось бы побывать в Ирландии на Пасху, чтобы увидеть это!

  5. aiio:

    Совсем недавно увлекся ирландскими танцами. Охота самому научиться, хотя сам не знаю зачем оно мне надо. Купил DVD шоу Риверденс. Еще и отец подсел. Красивое искусство.

  6. Полина:

    Благодаря Майклу Флетли я познакомилась с удивительными танцами Ирландии. И влюбилась в красоту, динамику, искрометность этих удивительных танцев. Каждой стране присуща своя культура, музыка, танцы. Ирландия может гордиться, что ее самобытное искусство получило огромную известность и популярность во всем мире.

  7. altien:

    О, я обожаю ирландские танцы (и шотландские тоже)! Сама некоторое время посещала танцевальную студию у нас в Киеве, и до сих пор автоматически выпрямляюсь, услышав знакомую музыку. Подрастет ребенок — пойдем вместе танцевать!

Комментировать