Ирландское морёное дерево

Когда-то всю Ирландию покрывали леса. Огромные дубы, тисы, сосны. Беспощадные сельскохозяйственные методы   каменного века и разительные перемены в климате способствовали тому, что большая часть оригинального лесного покрытия была уничтожена. Однако Ирландия, без леса которой евроремонт квартир в Москве прекрасно обходится,  по-прежнему остается одной из самых зеленых стран света. Обширные западные территории Ирландии покрыты торфяными трясинами.

Корни деревьев и даже стволы были скрыты во влажной болотистой земле, которая медленно развилась в наши дни в трясину. Большая часть древесины - пни, стволы, скрытые от человеческих глаз, -  покоится безмятежно в течение 4 000-7 000 лет. Из-за сезонных работ сельскохозяйственной отрасли, дорожного и жилищного строительства, потребности в топливе торфяные трясины в течение столетий срезались, являя собой морёную древесину - редчайшую и очень дорогую, уникальную по цвету и структуре. Морёная древесина - истинное сокровище для резчиков по дереву и скульпторов.

Термин морёный дуб или "морта" часто используют, чтобы описать все типы морёной древесины -  деревьев, погруженных в торфяные трясины и тем самым сохраненных от гниения благодаря кислотной анаэробной среде, предотвращающей естественный процесс распада. Древесина обычно протравленная (морёная) коричневым цветом таннинов, растворенных в кислотной воде.

Существует три главных типа мореной древесины - дуб, сосна и тис. Вся древесина подходит для изготовления деревянной скульптуры и оригинальной мебели, на которую вряд ли останутся деньги, если заказать качественный ремонт квартир под ключ у добросовестного подрядчика.

Сосна - обычно так называют шотландскую сосну или ель - находилась очень глубоко в трясине, произошедшей в то время, когда высыхание торфа на поверхности позволило перемещение сосен на трясинах. В пределах лесистой местности рос березовый подлесок. Следующий слой – вересковые заросли, произраставшие на трясине в течение 500 лет. В конечном счете, трясина перестала быть подходящей для роста деревьев и регенерации лесной местности. Климат становился всё более и более влажным, трясина активно расширялась, деревья оказались потопленными, а семена не могли прорасти. Дубы и тисы вообще находятся вокруг по краям трясины, они были потоплены, когда трясина вырастала, выйдя из своего бассейна на окружающую почву богатую минералами.

В прошлые времена мореная древесина являлась важным ресурсом, особенно во времена голода, тогда она была единственным источником, к которому имели доступ бедные люди. Из неё делали деревянныё балки для домов, веревки, спиннинги для ловли лосося, она служила в качестве кровли, топлива. В наши дни трясинный лес находят посредством дренажа и срезания торфа. В трясинах, где торф имеет коммерческую ценность, пни, и стволы вытягивают из торфа механической землеройной машиной и тянут к краю трясины, чтобы не повредить торфяные блоки. В 17-19 веке люди находили области трясинного леса, обращая внимание на те места, где утренняя роса, снег или ледовая корка пропадали раньше, чем в других местах. Это свидетельствовало в пользу потопленного леса. Опытный человек мог точно сказать о размере «захоронения», виде дерева, качестве древесины, используя только металлический шест.

Изделия из мореной древесины ручной работы и мебель были всегда популярны и востребованы в Ирландии. А ещё украшения - броши Тара и кельтские кресты. Многие работы грубой резьбы делали в расчете на туристический интерес. Золото, которое обнаруживали по общему убеждению в холмах Уиклоу использовалось для декорирования изящных резных произведений. Одним из известнейших ирландских дизайнеров мебели из мореной древесины был Артур Джонс. Он работал в 1820 - 1860 в Дублине. Удивительная живописная мебель, проиллюстрированная сценами из ирландской мифологии и такими мотивами, как арфа, трилистник, волкодав, сохраняется в Национальном музее в Дублине и Макросс Хаус недалеко от Килларни.

В наши дни мореная древесина имеет особое значение для художников и ученых. Майкл Кейси из Лонгфорда стал весьма преуспевающим человеком благодаря прекрасным скульптурам в свободном стиле из мореной древесины. Его работы получили признание и в Ирландии, и за границей. Прежде чем приступить к созданию скульптуры древесину просушивают в течение двух лет. Затем посыпают песком, строгают и полируют пчелиным воском.

С научной точки зрения трясинный лес неоценимый помощник для датирования периодов и изучения изменений климатических условий.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать