Искусство Шотландии

Искусство на территории Шотландии зародилось не позднее 3 100 году до нашей эры.

Жители поселения Скара-Брейн на Оркни не просто строили свои дома, они вырезали абстрактные рисунки на некоторых камнях устроенных в домах и изящно декорировали керамику. Примеры «украшенных» камней можно обнаружить и в других местах Шотландии.

«Знаки кубка и кольца», выдолбленные на поверхностях скал или камней на большей части Шотландии, классифицируются как примеры искусства периода мегалитической культуры, назначение знаков неизвестно.

Римляне потратили немало времени (80-209) на завоевание южной области Шотландии и оставили художественные замечательные свидетельства в виде резных фигурок, надписей, украшенной глиняной посуды, монет и множества других предметов. Но в это время невозможно говорить о шотландском искусстве в буквальном значении.

В период от 500 года до 1 000 года развиваются две отдельные художественные темы, которые во второй половине указанного периода сливаются воедино.

Речь идёт об огромной достопримечательной коллекции искусства пиктов: резьба на камнях, по металлу и драгоценности.
С принятием христианства начинает также развиваться религиозное кельтское искусство. Оно приняло формы сложных узоров на крестах, могильных плитах, подготавливаясь к исключительному памятнику той эпохи, ирландской Книги Келлс, когда кельтские традиции, первоначально языческие по природе, были экстенсивно включены в христианскую иконографию.

Но два вида искусства постепенно начали сливаться, поскольку пикты обращались в христианство, что иллюстрировалось в том числе вертикальными Пиктскими камнями с вырезанными на них христианскими мотивами.

Полное объединение земель скотов и земель пиктов произошло при шотландском короле Кеннете Макальпине в 843 году.

Вытеснение кельтской Церкви римской Церковью через территории Шотландии, до 1 100 года, вместе с увеличивающимся англо-нормандским влиянием, практически оставило Шотландию без развития оригинальных художественных местных традиций.

В течение последовавших столетий на территории страны было построено огромное количество потрясающих церквей и  аббатств, правда, архитектурные стили замечательных структур не признаются как истинно шотландские, а причисляются к общим стилям, характерным для тех эпох.

Исключения можно встретить только на западе и севере Шотландии, в местах, которые с 800 года находились под влиянием и контролем норвежских викингов. Искусство викингов представлено сложным художественным оформлением предметов в виде стилизованных мифологических существ.

Шахматы с острова Льюис (1150-1200) представляют художественный мир викингов. Шахматные фигуры, изготовленные из великолепно обработанных моржового клыка и китового зуба, изображают королей, королев, епископов в митре (шахм. слон), рыцарей верхом на лошадях (шахм. конь), привратников на страже (ладья), пешек в форме обелисков.

Эпоха Возрождения затронула Шотландию гораздо позже, чем другие европейские страны и ярко не отметила шотландское искусство. Великолепные дворцы стали появляться в правление Стюартов, Якова III, Якова IV и Якова V, которые оценили великую французскую архитектуру; Дворец Линлитгоу, Замок Стерлинг, Фолклендский дворец и в Эдинбурге - Холирудский дворец.

Хотя есть свидетельства родной традиции на стадии становления в скульптуре, особенно в сложных художественных оформлениях Мелроузского аббатства и Рослинской капеллы.

Темные века наступили для шотландского искусства после 1560 года, когда в стране произошла смена религиозной власти.

Завершение Преобразования и учреждение шотландской Кирки в 1560 ускорили распространение антикатолической борьбы с предрассудками, которая началась при Якове V, приводя к систематическому разрушению религиозных художественных работ и церковных зданий, свидетелей 500-летней истории религиозного искусства. Учитывая главенство священных предметов в живописи и скульптуре в предыдущие эпохи, совершенно очевидно, что такого рода борьба явилась сокрушительным ударом по визуальному наследию Шотландии, творческой культуре страны.

Бегство представителей шотландских королевских кровей в Англию в 1603 году не оказало большого влияния на культурную национальную жизнь, как ожидалось. Именно в этот период появляется истинный шотландский и ведущий художник-портретист Джордж Джемезон (1590-1644). Джордж Дэемезон был назначен ответственным за художественные оформления для первого визита Карла I в Эдинбург в 1633 году и написал более ста портретов предков короля. Известны и замечательные автопортреты художника.

Следующее столетие - годы шотландского Просвещения во второй половине 1700-х -  отмечено расцветом художественной жизни нации. На международной сцене искусств стали известны имена многих талантливых шотландских художников и архитекторов. Архитектурным шедеврам Чарльза Кэмерона, Джеймса Гиббса, Уильяма Адама и Роберта Адама по-прежнему не устают восхищаться ценители прекрасного. Дэвид Аллaн, Аллaн Рэмсей, Гэвин Хэмильтон, Дэвид Уилки, сэр Генри Реборн – почитаемые во всем мире шотландские художники.

1800-ые годы называют периодом роста уровня жизни, появления очень богатых людей в связи с индустриализацией центральной Шотландии. В этот период появляются несколько известных замечательных архитекторов, среди которых самый знаменитый Александр «Грек» Томпсон.

В 1826 году была основана Королевская шотландская Академия Искусств. Видные художники этого периода - живописцы сэр Дэвид Вилки и Уильям Йорк Макгрегор.

 

Значительное событие в шотландском искусстве – основание Школы Искусств в Глазго (1845). В конце девятнадцатого века она имела судьбоносные влияния на шотландское искусство. Среди выдающихся представителей Школы Глазго организовался свободный коллектив «Четверка» (Школа Призрака) – живописец, художник прикладного направления искусства Маргарет Макдональд Макинтош, её сестра Фрэнсис, архитектор и художник Чарльз Ренни Макинтош, муж Маргарет, и Джеймс Герберт Макнейр, художник и дизайнер. Кумулятивно эти четверо людей определили Стиль Глазго (синтез синкретического кельтского искусства и японского искусства), который, завоевав признание во всем мире, в значительной степени воздействовал на художественный стиль модерн, творчество Густава Климта и Йозефа Хофмана.

«Глазго Бойс» - свободная группа из представителей мужского пола, расширила каноны импрессионисткой и постимпрессионистской живописи. Художники были примирены друг с другом страстью к реализму и натурализму, и одновременно «бунтом» против традиционной Викторианской сентиментальности. «Глазго Бойс» писали на темы обыденной жизни, обращаясь к образам и сельским сценам вокруг Глазго, свободно, энергично, ярко. Их произведения обладают властью окрасить радостью даже самый мрачный день.

Во время этого периода была создана и другая группа из дипломированных художников женского пола, «Глазго Гёрлс» и надо признать, что девочки произвели на художественные течения даже большее впечатление.

Все эти группы - «Четверка», «Мальчики Глазго» и «Девочки Глазго» - были ответственны за создание отличительного Стиля Глазго.

В 1920-е годы появляются прекрасные шотландские колористы, представлявшие широкое модернистское движение, известное как шотландский Ренессанс.

Послевоенная Шотландия извлекала большие выгоды из процветающих искусств, что привело, в том числе, к созданию Эдинбургского фестиваля в 1947 году.

Известные шотландские художники за прошедшие десятилетия - Эдуардо Паолосси, Иан Хэмильтон Финли, Дуглас Гордон, Люси Маккензи, Кристофер Орр, Джек Веттриэно.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать