Кельтские мечи и ножны

Самые ранние отчеты историков свидетельствуют о том, что у кельтов была необычная тактика введения боя. Их оружие представляло тяжелые удлиненно-пластинчатые мечи, которыми они владели с невероятным мастерством. Форма меча, очевидно, была развита, чтобы противостоять фаланге, обычному военному формированию в армиях стран средиземноморского региона. Кельты пытались разрушить сплоченную массу солдат, совершая стремительные фронтальные нападения. Сильное оружие являлось существенным фактором и, судя по быстрым успехам освоения кельтами больших территорий в 4 веке до нашей эры, тактика «сильного оружия» была эффективной. Недостатки такого оружия заключались в том, что первоначальная атака приводила к многочисленным жертвам. Многие историки подтверждают тот факт, что кельты приходили в уныние, если они не могли прорвать оборону. Кроме того, значительный вес меча не позволял ввести эффективный рукопашный бой.

На рукоятке меча была сконцентрирована основная часть декоративного украшения. Рукоятки инкрустировали драгоценными камнями, слоновой костью, янтарем или вылепляли в форме стилизованной человеческой фигуры. В последнем случае ручка представляла замечательные в функциональном отношении возможности. Туловище стилизованной фигурки, обеспеченное с обеих сторон руками и ногами, было удобно для захвата рукой рукояти. Головка меча была сформирована в виде внушающей ужас человеческой головы с глазами навыкат. Принимая во внимание то символическое значение, какое кельты придавали человеческой голове, то можно говорить о мотиве «человеческая фигура», как скорее о талисмане. Абсолютно «кельтские головы» относятся ко второму веку до нашей эры, позднее заметно некоторое провинциальное римское влияние. У головы появляются волосы, и выражение лица становится гораздо мягче, «сердечнее».

В ходе исследований археологи столкнулись с двумя категориями мечей и брони. Мечи и броня со «шрамами» сражений, обнаруженные в захоронениях кельтских воинов и богато украшенные предметы, не имевшие никакой практической пользы, так сказать искусство ради искусства. Оружие служило церемониальным целям и сопровождало вождей и представителей элиты после смерти в иной мир. Альтернативно, их жертвовали богам, и большинство артефактов обнаружили в озерах и реках, в которых они были преднамеренно утоплены. Преимуществом оказалось то, что многие обнаруженные реликвии оказались в хорошем состоянии. Существовал ещё обряд ритуального повреждения мечей и брони, когда предметы сгибали или ломали.

Блеск мечей весьма свойственный показатель для кельтов. Как отмечают многие историки, кельты любили показную роскошь. Но следующий момент – почтительное отношение кельтов к оружию и броне. Кельты верили, что самые прекрасные мечи имеют собственное лицо, и наделяли их благородными именами и волшебными специальными полномочиями. У Фергуса Мак Рота, легендарного Короля Ольстера, например, было даже два волшебных меча. Могущественный Каладболг, способный срезать сразу три вершины и Лейте, светящийся словно радуга, когда его готовили к удару.

Ножны предоставляли огромные возможности для выражения мастерства и таланта кельтского художника и коллекция украшений ножен впечатляющая.

Самый известный отдельный пример прото-кельтских ножен относится к 994 году до н.э (Гальштатская культура), имеющий характеристику повествования – всадники, воины поворачивают колесо, что необычно для кельтского искусства. В оковке ножен - стилизованные драконы, которые истинно кельтским способом скользят по краю ножен. Самыми популярными мотивами Латенской культуры являлись стилизованные растения, стилизованные животные.

Во время периода Вальдальгесхайм мастера демонстрировали предпочтения усикам, плавно перетекавшим по всей длине ножен, которые создавали при помощи циркуля. Узоры усиков оживлялись некоторыми формами животных.

Ножны с парой драконов (S – образной формы), датированные до 4 столетия до нашей эры, были обнаружены всюду по территории кельтской Европы, но особенная концентрация их в Венгрии и Швейцарии. Не менее шести пар подобных ножен нашли возле Будапешта. Некоторые были «ритуально» повреждены, прежде чем их отправили на погребальный костер. По сравнению с венгерскими образцами, швейцарские ножны украшены гораздо скромнее и ограничены орнаментом только вокруг входа ножен.

Элла Михайленко.

Эта статья - продолжение темы о кельтском оружии.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать