Кельтские женщины и власть

Кельты, несмотря на разглагольствования римлян об их варварстве, были сложно устроенными сообществами, где главенствующее положение занимали женщины. Они наслаждались многими правами и привилегиями, в отличие от их греческих или римских «коллег». Особенно верна такая характеристика для ирландского кельтского общества, где «закон брегонов» достойно поддерживал права женщин.

Кельтские женщины имели собственность, могли развестись с мужьями, были заняты в политических, интеллектуальных, духовных и судебных сферах общества. Как жены они не были посвящены только кухне и заботе о доме. И хотя женщинам на личном уровне приходилось подчиняться своим мужьям - не будем забывать, что кельты представляли собой воинскую культуру, - все же можно говорить о разделении прав.

Ранние наблюдения римлян за интеллектуальной элитой, друидами, в соответствии со сложившимся римским «мужским» стереотипом мышления, не позволили обратить внимание на роль женщин во власти. Для римлян женщина и правитель или вождь являлись в большей степени понятиями несовместимыми. Только в первом веке нашей эры Тацит сообщает о том, что кельты не проводили различия между правителями женщинами и правителя мужчинами.

Поскольку друиды практически не оставили о себе каких-либо письменных источников восстановить примерную картину становится реальным только благодаря мифам и легендам, переданным через римлян, и христианским монахам, которых всегда удивляли кельтские женщины-правители и они наделяли их мистическими возможностями.

Например, один из мифов о Финне Маккуле, в котором он тайно по просьбе его матери сиды Блаи был воспитан друидессой или «мудрой женщиной» (женщиной провидицей) и «рабыней» Муирной, рассказывает о том, как Финна научили искусству выживания, а именно охоте и рыбалке, военному ремеслу, осторожности и наставничеству. Известно, что большинство друидов главным образом сосредотачивались на религиозных обязанностях, что в данном случае, скорее всего, говорит о  том, что семья Финна имела божественный статус.

Известно, что у друидов было много обязанностей, но главным обязательством, особенно уже в централизованном кельтском обществе, являлись советы и указания королям и королевам. Сны и пророчества чрезвычайно волновали представителей верховной власти, и в результате роль друидов и друидесс считалась наиглавнейшей, поскольку они были единственными священниками от кельтской религии.

Боудикка, Ономарис и другие неназванные правительницы и друидессы, захоронения которых найдены в Ви (Кот-д’Ор), Франции и Рейнхэм, рядом с рекой Билле в Германии (земля Шлезвиг-Гольштейн), доказывают, что кельтские женщины в некоторых случаях обладали равной с мужчинами властью.

Могила «Принцессы Ви» датируется примерно 500 годом до нашей эры. Её могилу никогда не грабили, и в ней содержались самые роскошные и удивительно серьезные объекты, включая некоторые средиземноморского происхождения.

Дискуссии продолжаются о реальном положении в кельтском обществе «Принцессы Ви». Была ли она кельтской принцессой или друидесой, но в любом случае её влияние в обществе очевидно. Кельтские дамы в собственном праве часто являлись важными людьми и не обязательно приобретали высокий социальный статус из-за отношений с мужчинами. Для кельтов золото было символом власти и то количество ценностей, которое принцесса «взяла» с собой в могил -  признак ее неоспоримого социального положения.

Позже были найдены ещё много захоронений кельтских женщин с немалым количеством драгоценных предметов. Ряд захоронений в областях по Рейну или в районе департамента Мозель (Франция), свидетельствуют о том, что женщины уходили в мир иной с бОльшими почестями и роскошеством, чем многие вожди-мужчины.

Элла Михайленко. 

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать