Кельтское стекло

В своем «Естествознании» римский автор Плиний Старший рассказывает об изобретении стекла. Торговое судно, перевозившее соду, встало на якорь у берегов на территории современного Ливана. Купцы сошли на берег и занялись приготовлением пищи.

Не обнаружив на берегу никаких камней, чтобы сложить очаг, они использовали куски спрессовавшейся соды. Когда куски нагрелись, они объединились с песком, сформировав странную жидкость, которая вытекала из очага и застывала. Так Плиний объясняет происхождение стекла. Наука, как будто «следуя» за описанием Плиния, описывает состав стекла как смесь кварца (или кварцевый песок), натра (сода) и извести (вероятно, содержащаяся, в том числе и в песке на берегу). Таким простым способом были изготовлены первые кельтские стеклянные предметы.

В Месопотамии в течение третьего тысячелетия до нашей эры уже знали о рецепте стекла, который был записан на клинообразных табличках. К континентальным кельтам знания, скорее всего, благодаря финикийским торговцам или, может быть, они создавали свои стеклянные произведения, импортируя сырое стекло из греческих городов-полисов, или растапливали стеклянные сосуды, которые привозили вино с южных стран.

Стеклянные изделия, обнаруженные в Страдонице (Чехия), Манхинге (Германия, Бавария), Старе Храдиско (Чехия, Моравия), относятся к Латенской культуре, так что, по всей вероятности, чешские люстры своей прелестью обязаны именно кельтам.

Все экспонаты из стекла представляли внутреннюю часть (или центр), которая формировалась из глины и экскрементов, смешанных с водой, и прикладывалась к металлическому стержню. Центр покрывали стеклом и дорабатывали в печи.

Орнаменты и цвет добавляли к предмету методом изменения формы стержня, прежде чем стекло было нагрето в печи. На данном этапе стекло могло быть сформировано в любой объект. Такую технику  обычно использовали в производстве стекляруса.

Кельтские рисунки, изображенные на стеклянных экспонатах, в большей степени очень простые, чаще это геометрические орнаменты. Как полагали тогда,  такие рисунки усиливают возможности самого стекла. Доисторические спирали, чаще связанные с представлениями о смерти, иногда использовались как солнечные символы. Почти всегда спирали состоят из концентрических кругов. Они напоминают глаза и раньше использовались как защита от дурного глаза: трискелы, «бегущая собака», шевроны (узоры V-образной формы, индикаторы латенского стиля), весьма обычные мотивы, формирующие эстетический язык на кельтских артефактах из стекла.

Стекло для кельтов имело специальное значение. В ранние времена, прежде всего, не только из-за его дефицита, а потому что очень напоминало драгоценные камни. Хотя, конечно, фактор редкости стекла «наделял» его «волшебными» полномочиями.

Большинство ученых соглашаются с тем, что великое цветовое разнообразие стеклянных предметов является результатом попыток скопировать драгоценные камни.

Например, стекло, похожее на янтарь, обладало, по мнению кельтов, магнитной властью.

Есть ли в современном ассортименте "янтарное стекло"? Если и стоит искать его в сети, то здесь http://www.salon-bogemia.ru/.  Кельты начали, чехи продолжили и достигли немыслимого изящества в изготовлении стеклянных и хрустальных предметов.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать