Котёл из Гундеструпа: круглая пластина и пластина A

Котёл из Гундеструпа - крупный сосуд религиозного назначения, обнаруженный в провинции Химмерланд, в Дании, недалеко от поселка Гундеструп в 1891 году (округ Орс), в сухой секции торфяного болота. Котел представляет коллекцию из тринадцати серебряных пластин. Пять длинных прямоугольник пластин, семь коротких и одна круглая пластина. Каждая пластина выполнена из чистого серебра (97 %) и покрыта различными мотивами – животные, растения, языческие божества. Софиус Мюллер в 1892 году собрал пластины в существующую форму котла, который сохраняется в Национальном музее Дании, в Копенгагене.

Пять прямоугольных пластин он разместил во внутренней части котла, оставляя между каждой расстояние в два сантиметра, семь формируют внешнюю сторону котла. Основа – круглая пластина. Котел в диаметре составляет 69 см, в высоту – 42 см. Внутренние и внешние пластины имеют почти одну и ту же высоту (21 см).

Датский археолог - профессор Орхусского университета, директор Музея археологии и этнографии Моэсгорд (в Орхусе) Оле Клинтт-Йенсен (1918-1980) - промаркировал внутренние пластины (A–E) и внешние пластины (a–g).

К котлу как к значительному артефакту, относящемуся к эпохе Железного Века на территории Европы, проявляли и проявляют немалый интерес специалисты, изучающие кельтскую историю. Котел относят ко 2-му или 1-му столетию до нашей эры (последний период Латенской культуры), но вопрос о месте изготовления остается по-прежнему спорным и противоречивым. Главная проблема состоит в том, что стиль работы не похож на кельтский стиль, несмотря на мифологические и декоративные мотивы явно кельтского характера. Мнения разделились. Одни ученые выступать в пользу галльского происхождения котла, и определяют местом изготовления кельтский Запад. Другие приводят доводы, что это фракийская работа и выбирают юго-восток Европы, более низкие области Дуная, как место, где был сделан котел.

Иконография круглой пластины загадочна, впрочем, как и другие пластины котла. Могучий бык в центре изображен под необычным углом, и немного похож уже на убитого, но, несмотря на такое стилизованное изображение бык напротив полон жизни. Ниже него собака. Над быком ещё одна собака и человек с занесенным над спиной быка копьем. Вся эта группа объясняется в контексте фракийской иконографии. Здесь нет строгих кельтских мотивов. Все в ней наводит на мысль о восточном культе быка. Своей позой бык напоминает изображение на серебряной фалере, которую нашли на острове Сарк. Солнечный диск на лбу быка сравнивают с подобными примерами серебряных голов быков из Румынии. Что касается растений, составляющих фон сцены, то по мнению Оле Клинтта-Йенсена, галлы скопировали растительный декор со средиземноморских образцов. Подобные трехлопастные листья украшают этрусский саркофаг периода эллинизма, так же как и завитки в виде крестов спиральной формы.

Исследователи расходятся во мнении, что обозначает изображение – сцену ритуальной жертвы или сцену охоты. Но доводов больше в пользу сцены травли быка. Одна собака уже убита, та, которая в ногах быка. Бык, скорее всего, находится, по задумке, в вертикальном положении, когда-то, по-видимому, у него были и рога, что подчеркивает его грозную власть, и он угрожает второй собаке, но человек над ним уже приготовился к окончательному удару.

Пластина A. Самая известная пластина демонстрирует сидящую в буддистской позе в центре мужскую фигуру с большими ветвистыми оленьими рогами. В правой руке у него торквес (браслет), как символ власти и процветания у кельтов и рогатая змея в левой руке. Религиозно-мифологическая символика позволяет идентифицировать существо как кельтского бога Цернунноса. Животные на пластине; олень, которому Цернунн подносит торквес, и кабан, с двух сторон божества, встретившиеся два льва, две антилопы, собака и дельфин(?), на котором сидит верхом человек.

Цернунн (на латинском языке рогатый), классический бог животного царства и торкнесов в мифологии кельтов Галлии и древних кельтских племен, живших в горных районах Уэльса (кимры, предки современных валлийцев или уэльсцев). Цернунн, один из парадоксов в кельтских исследованиях. Письменные источники о нем отсутствуют, в то время как открытые иконографические типы, главным образом в Центральной Галлии, разнообразны.

Изображение и название первоначально ассоциировалось с надписью и изображением, где у бога похожие рога и торквесы, повешенные на рога, которые были обнаружены в Париже. Название Парижа происходит от паризии – кельтского племя, жившего в древности по берегам реки Сены. В 52-51 годах до нашей эры племя покорили римляне. Но некоторые ученые бросили вызов таким предположениям, поскольку почти стертая надпись не доказывает, что каждого кельтского рогатого бога нужно называть Цернунносом. Конечно это не единственное противоречие. Может когда-нибудь, ученые придут к единственному мнению, и мы будем знать, что на пластине А изображен действительно Цернуннос без всяких предположений.

Относительно иконографии, считается, что пластина представляет последовательный рассказ. Глаза у трех фигур – Цернунноса, оленя и собаки – находятся на одном уровне, что предполагает взаимосвязь между ними.

Есть ученые, которые предлагают прочитать пластину как комбинацию эпизодов из саги Уладского цикла ирландской мифологии «Похищение быка из Куальнге». Согласно такой интерпретации последовательность трех иллюстраций на левой стороне описывает различные превращения двух ирландских быков. Красного быка с белой головой Финнбеннаха и Бурого из Куальнге. В этом случае привлекается внимание к тому, что и в рассказе и на пластине метаморфозы, происходящие с животными, в конечном счете, заканчиваются на двух быках. Высказывается предположение, что центральная фигура – некий галльский герой, предшественник Кухулина.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать