Торквес

Посидоний при описании кельтских народов отмечал их пристрастие к показной роскоши, которая в первую очередь иллюстрируется искусно сделанным, детально разработанным, толстым и тяжелым торквесом (торк). Ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое кельты носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты. В живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира».

«Умирающий галл», самая известная мраморная скульптура кельтского воина, древняя римская копия (на Капитолии) потерянной эллинистической скульптуры. Статуя изображает умирающего кельта, представленного как галльский воин с типичной галльской прической и усами, за исключением торка на шее, галл совершенно голый.

Кельтский бог опознан как Цернуннос на Гундеструпском котле по торквесам вокруг шеи и на руке. Древние авторы, в том числе и Посидоний, упоминали отличительные торквесы кельтов. Древнегреческий историк Полибий писал, что римские войска испытывали смятение при столкновении с кельтскими воинами, у которых на шее были торквесы из золота, а на руках браслеты. Торк был известен египтянам, персам, ранним народам британских островов, римлянам через памятники и кельтские монеты, что означало, что торквес в кельтском мире являлся значительным символом, олицетворявшим силу и власть.

В ходе археологических раскопок на землях когда-то принадлежащим кельтам было обнаружено много торквесов, изготовленных их разных металлов, различных форм, многообразно декорированных.

Кельты не только наслаждались красивыми украшениями, как говорит Посидоний, но и верили в мистические полномочия торквесов.

Изображение кельтских воинов в искусстве и их описание в исторических источниках свидетельствует о том, что кельты носили торквесы на полях сражений. Торквес на статуе из Гальштата (Австрия, Гальштатскую культуру, 900-400, связывают с кельтской культурой) подтверждает статус воина изображения. Королева Боудика кельтского народа иценов, которая повела свой народ против римлян, носила большое золотое ожерелье по описаниям древних авторов.

Торквесы сложной работы из драгоценных металлов принадлежали особам королевских кровей, что подтверждают и археологические исследования, в то время как простые кельтские воины носили бронзовые ожерелья. Есть предположения, что кельты носили торки вокруг головы или «связывали» ими волосы, как символ царской принадлежности.

В контексте битв и сражений большие, показные торквесы очевидно воплощали королевское достоинство, могущество. Торквесы являлись хорошими трофеями, в случае поражения кельтов. Свое прозвище видный римский политический деятель Тит Манлий Торкват получил от золотого торвеса, снятого с убитого им в единоборстве галла. Исторический эпизод подтверждает значение кельтского ожерелья для древних народов.

Кельтские мифы обращаются не только к вере во власть торквеса самих кельтов. В одном мифе рассказывается о провозглашении императором Юлиана Отступника. Во время церемонии кельтский воин по имени Маурсус снял со своей шеи торквес и возложил его на голову нового императора. Таким поступком он продемонстрировал признание Юлиана, как властителя и соответственно утвердил его в том, что император может рассчитывать на поддержку кельтов.

В одной из многочисленных легендах о Святом Брендане Клонфертском также говорится о кельтской безграничной вере в мистические возможности торка. Король Тары, которого в легенде упоминают по имени, увидел во сне ангелов. Они сняли с короля его торквес и отдали незнакомцу. Когда позже пути пути короля Тары и Брендана пересеклись, король узнал в Брендане незнакомца из сна. Согласно интерпретации рассказчиков, король вынужден вскоре был отказаться от власти.

С введением христианства торк наделялся многими характеристиками, а в некоторых случаях считался иногда пережитком языческой веры. Британский церковный историк и писатель Гиральд Камбрийский в двенадцатом веке рассказывал о торке, когда-то принадлежавшем Мо-Хоноку (почитаемому мученику валлийскому), сыну легендарного короля королевства пятого века Брихейниог (Уэльс) Брихана (Святой Брихан). Торк из золота состоял из четырех секций спаянных вместе и разделенных посередине декоративной головой собаки, у которой была оскалена пасть. Гиральд Камбрийский пишет, что клятву, данную перед торком, люди боялись нарушить, веря в неизбежное возмездие. На торке, якобы осталась вмятина из-за произведенного удара железным молотком. Это работа человека, который польстился на золото. Но он, как продолжает историк, был наказан полной слепотой и остаток своей жизни провел в одиночестве и полной темноте.

Итак, для древних кельтов торк являлся символом мощи, власти, защиты в схватках с противником, принадлежности к избранному народу. В христианстве он претерпел изменения в значениях и был наделен божьими полномочиями, освящать клятвы и карать неверующих.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать