Гундеструпский котёл: пластины a-g

Внешние, меньшие по размеру пластины изображают бюсты человеческих фигур и, скорее всего это божества. Четыре мужские фигуры и три женские фигуры. Когда-то существовала восьмая пластина и, скорее всего она представляла ещё одну женскую фигуру. Многие ученые считают, что над созданием Гундеструпского котла трудились, по крайней мере, не меньше двух художников, так как внешние пластины имеют некоторые особенности, отличающие их от внутренних пластин.

На пластине «a» - бюст бородатого бога в положении «оранта», то есть его руки подняты вверх, в каждой руке он держит по человеку, у которых в свою очередь в руках по кабану или может, они только касаются зверей руками. Внизу под правой фигуркой собака, а под левой фигуркой – конь с крыльями, «Пегас».

Версия кельтского характера предлагает считать мужчину волшебником Ку Рои, который судит состязание двух героев в ирландском мифе.

На пластине «b» – бюст мужского божества, у которого в руках существа, похожие на драконов и коней одновременно. У фантастических животных длинное змеиное тело дракона, лошадиная голова, две передние лапы, хвост и крылья. Ниже бога – чудовище с длинным телом, челюстями и хвостом оно зажимает по человеку. Это существо чрезвычайно заинтересовало ученых и на самом деле оказалось огненной собакой (андирон). Металлическое устройство, устанавливаемое в очаге, например, для приготовления мяса, чтобы держать вертела над огнем. Много «огненных собак» было обнаружено в богатых кельтских могилах.

Что касается иконографии сцены. Предполагается, что на изображении мужчины пируют возле очага и эта иконография указывает на возможную связь между божеством и потусторонним миром. Пиршество мужчин – связь мира живых и мира мертвых. Божество, может быть, связано с морем, из-за морских коней, которых он держит в своих руках. Предлагают на выбор ирландских (уэльских) богов, владык моря и потустороннего мира, которых часто смешивают. Это Мананнан Мак Лир и Манауидан Фаб Ллир.

В версии, имеющей отношение к сказаниям уладского цикла, это Фраех из Коннахта, герой, известный своей красотой, который борется с водяным чудовищем.

Также как и в перечисленных пластинах, на изображении пластины «c» божество с поднятыми руками, но отличие в том, что его руки пусты. По сторонам от него боксирующий человек и прыгающий человек, внизу которого наездник на лошади. На обеих фигурах такая же обтягивающая одежда, как на боге «Цернунне»(?) на внутренних пластинах. Вообще костюм характерен для наездников-охотников. Нет никаких иконографических деталей, объясняющих кельтский или фракийский это костюм.

Пластина не находит никаких параллелей в других изображениях как кельтского происхождения так и фракийского происхождения.
На пластине «d» бородатый бог держит в руках оленей. Олени и кабаны были главными животными, которых уважали кельты, но они являлись священными животными и среди других народов центральной и южной Европы.
Охота на оленей также частый эпизод в сагах.

Пластина «e» - в центре бюст богини и два меньших бюста богов по сторонам. У богини типичное, подобное маске, лицо, характерное для всех изображений Гундеструпского котла. Богиню некоторые ученые считают богиней Медб, а двух богов – её мужа, может быть Айлиля (богиня часто меняла мужей), и возлюбленного Фергуса. То, что богиня была похотлива, свидетельствуют ирландские саги. Не было момента, чтобы у богини был только один сексуальный партнер и изображение возможно об этом и рассказывает.

Очень интересная должна быть в плане символического прочтения пластина «f». Богиня держит в своей правой поднятой руке маленькую птицу, в то время как левую руку она положила на грудь. Руку пересекает лежащая фигурка. На правом плече сидит женская фигурка, выше которой собака. На пластине показаны ещё две хищные птицы, орлы или вóроны. С левой стороны другая женская фигурка заплетает богине волосы.

На пластине «g» у богини руки скрещены на груди. Над правым плечом человек борется со львом, над левым – прыгающая фигурка. Человек со львом явно напоминает Геракла с Немейским Львом. Но такой мотив был достаточно распространен в древнем мире.

В связи с Гундеструпским котлом определение «кельтский» обращается не к специфической культуре, и племенам, занимавших Западную Европу или Британские острова и Ирландию, а напротив, скорее, к жителям Юго-Восточной Европы. Термин «кельтский» используется в связи с некоторым заблуждением из-за местонахождения котла. Он был ритуально депонирован в сухом месте торфяного болота в Гундеструп (Ютландия, Дания), как исполненное предложение богам, данное по обету.

Образы, демонстрирующиеся на котле, происходят из множества культур, кельтской, греческой, индуской и иранской. То же касается и методов чеканки. Некоторые ученые продолжают настаивать, что котел изготовили далеко от тех мест, где его нашли – на Балканах, но большинство предполагают, что это Румыния или Фракия. Может быть, он был получен в качестве добычи, когда германские воины находились на службе у римлян, а потом перевезен в Данию?

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать