Ирландская арфа

Одна из самых замечательных особенностей Изумрудного Острова – любовь к музыке. Это, наверное, объясняет и то, что национальным символом Ирландии является арфа, Геральдическая арфа или Гэльская арфа.

В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал следующее место на социальной лестнице после вождей и бардов. Арфисты, иногда слепые, играли, в то время как барды декламировали для своих вождей. Когда наступала война, арфисты поощряли мужчин к сражениям с противником и большим завоеваниям, играя на прекрасных золотых инструментах, инкрустированных драгоценными каменьями.

Кельтские арфы являлись важным определением ирландского национализма, начиная с десятого века.

К концу двенадцатого века иллюстрации в рукописных манускриптах представляют арфы все более совершенных конструкций, ирландцы к тому времени играли на арфах с латунными или бронзовыми струнами.

Сохранившиеся образцы фактических инструментов относятся к пятнадцатому веку. В шестнадцатом столетии английский король Генри VIII сделал арфу официальным символом Новой Земли, поместив её изображение на монеты, после получения полного контроля над страной.

Но так как странствующие арфисты в последующие годы часто присоединялись к «революционной» борьбе ирландцев за независимость, Британская Корона в скором времени запретила кельтские арфы, как одну из причин восстаний и арфу, обнаруженную в руках арфиста могли сжечь, а самого арфиста казнить. Как следствие для арфы наступили темные века и «благодаря» британским репрессиям, банкротству ирландской аристократии, кельтская музыка, исполняемая на арфе, оказалась на грани исчезновения.

В Ирландии появилась англизированная музыка в исполнении скрипки, модная барочная музыка, которую можно было слышать в богатых домах Дублина.

Арфисты музицировали на арфе по памяти, практически не существовало каких-то записей нот, что ещё больше усложняло дело. Но очень серьезная попытка была сделана для восстановления статуса арфы в 1792 году. Для того чтобы возродить старые традиции в Белфасте, было решено провести фестиваль. Объявления-приглашения напечатали в газетах, приглашая арфистов приехать и демонстрировать свои музыкальные возможности, участвуя в соревновании за денежные призы. Но, несмотря на все искушения, только десять арфистов, в возрасте от 15 до 97 лет, обнаружилось во всей Ирландии.

Но усилия, затраченные на проведение фестиваля, не оказались потерянными. Девятнадцатилетний английский органист Эдвард Бантинг был приглашен, чтобы записать музыку, играемую арфистами, нотами. Единственным недостатком в тех записях было отсутствие басовой партии. Но Бантинг, после фестиваля, был настолько переполнен энтузиазмом, что продолжал собирать мелодии для арфы в течение всей своей жизни и его издательский труд - три коллекции 1797, 1809 и 1840. Кроме музыки, Бантинг собрал много теоретической и технической информации об арфе. Бантинг предоставил шанс прикоснуться к древнему миру арфы и узнать, как фактически играли на инструменте.

Собрания Бантинга - единственные свидетельства о выдающемся слепом музыканте Торла О’Каролане (1670-1738), написавшем сотни мелодий - многие из них по сей день чрезвычайно популярны.

Кельтскую арфу можно увидеть везде – на государственном флаге, государственных печатях, униформах, ирландском евро, даже на бутылках пива «Гиннесс». Арфа, которая вдохновила на создание ирландского символа, периодически демонстрируется в Тринити Колледже в Дублине.

Этот исключительный инструмент для страны известен ещё как арфа Бриана Бору, названная в честь Высокого Короля Ирландии. Она - самая старая сохранившаяся арфа, представляющая структуру с натянутыми струнами.

В двадцатом столетии мировая общественность обнаружила большой интерес к ирландской арфе. Благодаря музыкантам, среди которых самым известным является Дерек Белл (Derek Bell), кельтская арфа вернулась и делает большие успехи, учитывая и обновление тонов, благодаря современным технологиям, отдаленного прошлого. В наши дни люди могут окунуться в прекрасную и сложную историю гордой Ирландии и услышать звуки, которые радовали ирландских королей.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

1 комментарий на “Ирландская арфа”

  1. Ашатан:

    Чем больше узнаю об Ирландии, тем чаще посещает мысль о духовной близости наших народов — таких разных и одинаковых одновременно. Точно также, как арфисты в Ирландии, ходили по землям украинским кобзари, часто, слепые и боялись их властьимущие и казнили их за слова вольные и к борьбе зовущие. Но для себя я арфу как-то больше с девушками -гречанками ассоциировала, а оказывается и такая история есть — ирландская.

Комментировать