О чае в Ирландии и не только…

Не парадность званых вечеров и приёмов, а простота общения и семейный уют необходимы человеку. Именно такую возможность даёт нам встреча за чашкой чая: собраться с родственниками, друзьями, сослуживцами в непринуждённой домашней обстановке, за искренним разговором.

Чай и ИрландияВ 1706 году в центре Лондона, на Стрэнд-стрит, некий Томас Твиннинг, ткач по профессии, открыл кафе, где предлагал горячий напиток из Китая – чай. И после того, как чай начали подавать во всех лондонских кафе, он ещё долго оставался дорогим и несколько загадочным напитком. Даже самые ревностные его пропагандисты вряд ли могли предположить, что он станет так популярен в мире.

Прошло около семидесяти лет и потомок Твиннинга убедил премьер-министра страны уменьшить налог на чай, и напиток, бывший до тех пор роскошью, стал вполне доступен - хотя и не так доступен, как сейчас благодаря http://www.food-of-life.ru/. «Благодарю Бога за чай, - писал в 19 веке английский очеркист С. Смит. – Как бы мир жил без него? Хорошо, что я не родился до его открытия».

А честь эта принадлежит Китаю. По свидетельству летописцев. Когда-то, около пяти тысяч лет тому назад, китайскому императору весьма понравилось питьё, в воду для которого во время кипячения случайно упало несколько листочков с чайного куста. Об этом свидетельствуют его слова: «Утоляет жажду, отгоняет сонливость и является истинной радостью для моего сердца». А вот высказывание другого императора из династии Хань: «Питье чая производит на меня особое влияние: пробуждается фантазия, и оживает мой дух».

В IX столетии чай начинают культивировать в Японии, Корее, а со временем – в Индонезии, Индии и на Цейлоне.

В Японии чайная церемония стала своеобразным культом. Возникнув в буддийских монастырях, она приобрела философскую окраску. Человек, отгороженный от мира стенками чайного домика, забывал на время свои заботы и проблемы.

К чайному домику, находящемуся обычно в саду, вела каменистая дорожка. Шагая по ней, приходилось смотреть под ноги. У маленького непримечательного домика – замшелый сосуд с водой, маленький ковш из бамбука с длинной ручкой. В помещение нужно было вползать через низкий вход , что заставляло кланяться всех, кто сюда заходил в независимости от происхождения и социального статуса. В помещении стены глиняные, слабый свет проникает через отверстия в потолке и стенах, оснащенные бамбуковыми жалюзи. Если церемония распития чая начинается поздно вечером, то жалюзи поднимают, и взору предстаёт луна, весной – цветущая сакура, осенью – багряные листья…

Всегда украшает комнату белый свиток с иероглифами. Иногда букет цветов, оставленный специально для этого случая.

Чай в ИрландииПеред гостями на низкий столик расставлялась посуда и сладости. Нередко подавали сытную еду и сакэ. Та пища, которая съедалась перед чаем, называлась кайсэки, что в переводе с китайского обозначает «камень за пазухой». В старину, чтобы не замёрзнуть в холодную пору года, под одежду клали нагретые камни. Так же как и камни должна согревать людей и пища.

После приёма пищи следовал небольшой перерыв. Затем хозяйка вносила поднос. На нём – лакированная чашка из дерева, чайник с водой, бамбуковая метёлка и коробочка с чаем. Чайник ставили на огонь, иногда в воду клали металлические бубенцы, которые начинали позвякивать, когда вода закипала. В определённой и неизменной последовательности располагались предметы на подносе . Сначала мыли чашку , вытирали, затем клали в неё растёртый в порошок чай, заливали его водой и быстро взбивали бамбуковой метёлкой до образования пышной пенки.

Выпить чай так же нелегко, как и приготовить его. Чашку принимали, поклонившись и поблагодарив хозяйку. Держали её на левой ладони, а правой поворачивали чашку три раза против часовой стрелки. Чая наливали ровно на три глотка. Потом чашку поворачивали в три приёма по часовой стрелке.

Оценив достоинства чая, полагалось спросить, какой мастер готовил посуду и выразить ей восхищение . Церемония чаепития закончена. Оставались только взаимные благодарности.

Чайная церемония, своей размеренной и спокойной грацией, приводит душу в такое состояние, при котором она сливается с красотой окружающей природы.

В чаепитии участвует до пяти человек. Если церемония происходит днём, в комнате должен быть полумрак. Все предметы чайной церемонии отмечены временем. Лишь белый-белый льняной платок и бамбуковый ковш подчёркнуто свежи и новы.

Комната для чайной церемонии оформлена просто и прекрасно одновременно. Причём эта подчёркнутая простота или даже изысканная бедность подчас дорого обходятся хозяину.

Большинство японских женщин и мужчин годами изучают движения чайной церемонии. Слово «тядзин» состоит из иероглифов, означающих «чай» и «человек», и переводится как «человек с тонким вкусом» или «знаток чайной церемонии». Во многих высших учебных заведениях читают курс по искусству приготовления чая - тядо.

Чайной церемонии приходится приспосабливаться к нашему времени. Не все прежние каноны соблюдаются сейчас. И всё же сама церемония остаётся временем спокойствия и отдохновения души.

Когда чай попал в Европу, он стал предметом острых дискуссий. «Употребление чая сокращает жизнь, предупреждал один немецкий лекарь, - особенно людям, которым уже за сорок». А голландский врач в то же время видел в нём едва ли не панацею: «Тот, кто пьёт чай, стоек против болезней и доживает до глубокой старости». В 1648 году французский врач Ги Патен назвал чай «невкусной новинкой века», а через несколько лет взял свои слова назад и признал чай «эффективным лекарством от подагры».

В 1667 году владелец одного из Лондонских кафе Томас Гарвей уже продаёт не только напиток, но и сами засушенные листочки.

Когда без малого через 40 лет Твиннинг открыл своё кафе, где завсегдатаями были особы из высшего света, употреблять чай стало признаком хорошего тона. Окрылённый успехом, он открывает чайную «Под золотым львом», которую посещали не только мужчины, но и женщины. Постепенно чай приобрёл репутацию напитка благородного, полезного для здоровья и особенно подходящего для дома.

С усилением интереса к чаю споры разгорелись снова. Обсуждали его влияние на физиологию и психику человека, его «общественные» последствия для страны, где употребление этого совсем не дешевого напитка тогда стало настоящей манией.

Ирландцы — также пылкие поклонники чая. Они готовы пить его с утра до вечера и с вечера до утра — крепкий, заваренный так, что он цветом походит на кофе. Предложить гостю слабый чай — значит смертельно обидеть его. Молодым людям, собирающимся жениться, шутя рекомендуют не прельщаться хорошеньким личиком или приданным, а прежде всего поинтересоваться, умеет ли избранница заваривать настоящий чай. Из уст всерьёз рассерженного ирландца наряду с обычными проклятьями можно услышать и такое: «Чтобы ты всю жизнь хлебал болотную воду вместо чая!». Почетное место в комнате известного ирландского драматурга Шона О'Кейси занимал стоявший на особом столике чайник. О'Кейси готов был отказать себе в чем угодно, но не в этом напитке. В самые трудные времена, живя впроголодь, он всё же покупал на последние деньги индийский чай и заваривал его по ирландски — две с половиной ложки на чашку.

Во второй половине 19 века чайная лихорадка охватила мир. Начали изготовлять специальные чайники, сервизы, ложечки, коробочки для чая.

В России чайный напиток начали употреблять в 1638 году, когда царю Михаилу Фёдоровичу Алтын-хан прислал в подарок четыре пуда чайного листа. К концу XVII века чай стал очень популярным напитком. В это же время на Руси появился первый самовар.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать