День святого Патрика

Человек, известный в истории как святой Патрик, которому по всему миру посвящено много церквей и соборов, святой покровитель Ирландии, родился в 385 году вероятно в Уэльсе, в состоятельной семье. Звали его Майвин Суккат (первое имя, данное при крещении, а Суккат, имя, данное при рождении). Совершенно далекий от святости, Патрик был похищен ирландскими разбойниками из загородной усадьбы семьи будущего святого, совершившими набег на деревню (точное место не известно), когда ему было шестнадцать лет и продан в рабство.

Согласно «Исповеди» святого Патрика, за годы рабства он познал истинного Бога. После шести лет рабства он бежал и отправился в Галлию, где в течение двенадцати лет обучался в монастыре в Осере у епископа Германа Осерского. В эти годы Патрик понял, что миссией его жизни должно стать обращение язычников в христианскую веру.

Личным пожеланием Патрика было возвращение в Ирландию, но религиозные руководители отправили в Ирландию Палладия, который через два года из Ирландии отправился в Шотландию и тогда Патрика назначили вторым епископом Ирландии.

Патрик весьма успешно справлялся с поставленной целью, что, конечно, беспокоило и расстраивало кельтских друидов. Его несколько раз арестовывали, но он каждый раз убегал. Путешествуя по всей Ирландии, он везде основывал монастыри, строил церкви и школы, которые должны были помочь в преобразовании веры на территории Ирландии.

В течение тридцати лет Патрик проповедовал христианское учение в Ирландии, затем удалился в графстве Даун и умер 17 марта 461 года. День 17 марта с той поры отмечается как День Святого Патрика.

Невообразимо много фольклорных историй окружает День Святого Патрика, хотя, как считается, многое фактически было доказано, хотя часть из историй описывают совершенно фантастические вещи. Как, например то, что Патрик воскрешал умерших людей, или изгнание всех змей из Ирландии. Скорее всего, это метафора для ирландских язычников, поскольку в Ирландии змеи не водятся (хотя, может быть, Патрик на самом деле избавил от них страну?).

Первоначально строгий церковный праздник постепенно в течение многих столетий развился в большей степени светский и очень любимый ирландцами праздник.

Традиционный символ дня – трилистник, связанный с легендой о том, как с помощью трехпластинчатого листа клевера Патрик объяснил важнейший догмат христианства о триединстве Бога. Последователи Патрика положили начало традиции носить трилистник на отворотах одежды или шляпах во время праздника.

Как и любой другой ирландский праздник, День святого Патрика всегда праздновался грандиозно. Обычно начинался он с паломничества в священное место, церковь, часовню, а затем продолжался вкусным обедом, музыкой, танцами, играми.

Поскольку день 17 марта выпадал во время Великого поста, заканчивавшегося Пасхой, День святого Патрика был долгожданным и очень желанным праздником, который освобождал людей от обязательств во время строгого постного режима. Даже те, кто «поклялся» не притронуться к алкоголю в течение всех 40 дней позволял себе крошечный «котелок Патрика». Веточки клевера помещали в котелок и подрумянивали на огне. Затем растение извлекали, перекидывали через левое плечо и выпивали мутное варево.

Обед был особенным, так как позволялось съесть мясо. Главное блюдо – свинина с капустой и картофелем. Говядина в Ирландии всегда стоила дорого, учитывая и тот факт, что корова считалась ценным животным и по той причине, что давала молоко.

В современной Ирландии редко кто придерживается последовательности для праздничного обеда, и типичное блюдо указано, пожалуй, только в меню ресторанов для заинтересованности иностранных туристов.

Ярмарки и рынки добавляли ещё больше живописных акцентов к колоритной истории празднования Дня святого Патрика и привнесли тот самый гражданский элемент в празднества. Комментарии путешественников, побывавших 17 марта в Ирландии, свидетельствуют о том, что ирландцы в этот день носили шляпы с крестами и зеленой лентой или с приколотыми на шляпах трилистниками.

День святого Патрика для Ирландии стал официальным праздником к 1607 году, но формально подтвержден Римско-католической церковью только в 1631 году, когда Папа Римский Урбан VIII добавил его в церковный календарь.

Во времена английской реформации, когда любые проявления в виде почитания католических святых оказывались вне закона именно рынки и ярмарки маскировали религиозный характер празднований.

В 1695 году вследствие английской колонизации страны, английский парламент заменил праздничные дни, посвященные католическим святым, среди них и День святого Патрика, на праздники, основанные на протестантском учении. Но закон не претворялся в жизнь очень строго и многие ирландцы даже по существу не обращали внимания на преобразования и продолжали отмечать День святого Патрика. Даже ирландцы, проживавшие на территории Англии, не слишком волновались по этому поводу. Джонатан Свифт в 1713 году писал, что 17 марта улица Мэлл в Лондоне была наполнена гулом ирландской речи и повсюду сами ирландцы размахивали своими крестами.

В конце концов, власти вынуждены были пойти на компромисс и восстановить официально 17 марта, как День святого Патрика, покровителя и заступника Ирландии. Рейтинг святого повысился, что и следовало ожидать, невероятно. Повсюду появлялись изображения святого и его символа трилистника. Богатые люди закатывали роскошные и необычные обеды.

17 марта 1762 года ирландские военные, служившие в английской армии, прошли по улицам городов с музыкой.

В Америке, где проживает большое ирландское сообщество, праздник стали отмечать с 1737 года. Впервые его публично отпраздновали в Бостоне.

Сегодня ирландцы шумно и весело празднуют День святого Патрика, надевая одежды зеленого «ирландского» цвета и участвуя в парадных шествиях, не только в самой Ирландии и Америке, а всюду, где проживают ирландцы. Хотя идея парадов совсем не ирландская и принадлежит городу Нью-Йорку.

Популярность Дня святого Патрика объясняется ещё и тем, что он знаменует первый весенний всплеск.

Элла Михайленко

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

Комментировать